Среди прочих аспектов ежедневного взаимодействия руководителей и сотрудников, режим удалённой работы влияет большего всего именно на коммуникации. То, что в привычной и предсказуемой офисной среде совершалось моментально (или с минимальной задержкой) и очно – любой комментарий, поручение, вопрос или обратная связь, теперь происходит именно удалённо.
Например, в ситуациях, в которых раньше достаточно было подойти к рабочему месту подчинённого и взглянуть на документ/файл и быстро обсудить дальнейшие действия, теперь приходиться обмениваться файлами электронно, или созваниваться по видеосвязи, включая демонстрацию экрана. При этом теряется та самая невербальная составляющая, которая сильно дополняла сущностную часть передаваемой информации. По оценкам исследователей, человек воспринимает до 70% поступающей в общении информации через невербальную коммуникацию. Соответственно, в условиях удалённой работы сильно возрастает значимость умения донести информацию до собеседника максимально-понятным образом, общаясь через мессенджеры, электронную почту и другие формы удалённой коммуникации.
Остальные аспекты работы – в частности непосредственная работа сотрудников, почти не изменилась. Подавляющее большинство представителей «офисных» должностей («белые воротнички») уже давно выполняют всю свою работу, используя компьютер, и, по сути, этот аспект их работы с приходом удалённого режима никак не изменился. Но помимо сущностной составляющей работы, огромную роль играет и коммуникация; в том числе – коммуникация сотрудника со своим руководителем.
Поэтому, в условиях «удалёнки», межличностная коммуникация, как мета-компетенция (т.к. компетенция, включающая в себя несколько других компетенций) имеет огромное значение. Хорошо владея всеми составляющими этой компетенции, руководитель сможет обеспечить беспроблемный переход работы в удалённый режим, с минимальными потерями производительности и вовлечённости своих подчинённых; и, как следствие, с минимальными потерями для бизнеса в целом.
Мы оцениваем пять компетенций и качеств характера, которых можно отнести к группе компетенций «Межличностная коммуникация»:
1. Коммуникабельность – возможность налаживать контакты, убеждать и слушать, обеспечивая эффективную обратную связь, выстраивать конструктивный диалог, оптимально комбинируя эмоциональность и логику.
2. Поощрение – возможность объективно и корректно оценивать, признавать и открыто отмечать достижения в работе подчинённых, вызывая у них позитивно-продуктивные эмоции, без опасения потери собственного статуса, ущемления самолюбия и конкуренции за социальную позицию.
3. Вовлечение в работу – возможность совместить нужное отношение к работе с персональными целями подчинённых, и настроить их на осознанное участие с максимально уместными по ситуации положительными эмоциями.
4. Эмоциональный интеллект – способность чувствовать чужие эмоции, сопереживать и транслировать свои эмоции.
5. Прямолинейность – способность к выражению своих мыслей и намерений прямым, понятным образом; способность вести открытый диалог.
Подводя итог всего изложенного выше, при выборе подхода к оценке пригодности руководителя к работе в удалённом режиме, компаниям следует, как и с любым другим кадровым вопросом, исходить из
параметров должности и профиля идеального кандидата.