Первым шагом в решении кадровых вопросов почти всегда будет внутренний поиск — то есть отбор специалистов, уже работающих в компании, на повышение до руководящих должностей. При таком подходе, кадровая служба компании чаще всего проводит скрининг кандидатов по двум главным признакам:
- Опыт работы в компании;
- Показатели работы и достижения.
Опыт работы в компании — это, как правило, рабочий стаж сотрудника. Логика проста - чем дольше сотрудник работает в компании, тем больше он «заслуживает» повышения на руководящую должность. Это классическая бюрократическая модель кадровой ротации, в рамках которой сотрудники компании стремятся «высидеть» на своих местах как можно дольше, чтобы в конечном итоге получить заветное повышение и продвижение по карьерной лестнице. Проработав в компании достаточно долго, такой сотрудник будет хорошо знаком с корпоративной культурой, иметь устоявшиеся связи с коллегами, и так далее. Иными словами — «опытный» сотрудник будет проверенным, заслуживающим доверия руководителем. Авторитет такого руководителя будет формироваться именно опытом работы в компании.
Показатели работы и достижения — это результаты, которых добивается сотрудник, выполняя свою работу. Логика такого подхода к отбору руководителей также понятна — если сотрудник хорошо выполняет свою работу, он заслуживает карьерного роста. Например, лучший продавец в отделе продаж заслуживает должность руководителя отдела продаж. В данной модели кадровых перестановок подразумевается, что отличный продавец станет также отличным руководителем, и все его будущие подчинённые «впитают» навыки своего начальника, что напрямую приведёт к повышению показателей всей структуры.
Вполне вероятно, что после проведения поиска нового руководителя среди действующих сотрудников компании выяснится, что подходящего кандидата нет. В таком случае, кадровая служба обратиться к внешнему рынку труда.
При этом, отбор кандидатов будет проходить по следующим факторам:
- Опыт работы в других компаниях;
- Показатели работы и достижения;
- Общая привлекательность резюме.
Опыт, показатели работы и достижения при этом будут учитываться схожим образом, как при поиске кандидатов внутри компании. Аналогично, «в плюсы» соискателей будут приписываться стаж работы в других компаниях и избранные достижения, которых соискатель достигал на предыдущих местах работы.
В дополнение к этим двум факторам прибавляется общая привлекательность резюме соискателя — то есть репутация его предыдущих работодателей, престижность образования и так далее. Зачастую компании делают ставку именно на этот фактор, т.к. кандидат, имеющий опыт работы в крупной международной компании, или сети федерального масштаба, будет выглядеть лучше кандидата, не отличающегося престижностью бывших работодателей.
К сожалению, даже при равных рабочих показателях и достижениях, именно привлекательность резюме в конечном итоге перевешивает чашу весов в сторону более «престижного» кандидата. В таком случае, авторитет будущего руководителя должен основываться именно на престижности его предыдущего опыта и/или образования.